Вступление
Поклонники компании AMD уже заждались анонса новых процессоров. Особенно долгожданными являются гибридные модели APU (Accelerated Processing Unit) серии Trinity, в которых интегрировано графическое ядро нового поколения. Новинки, как и прежде, предназначены для низшего и среднего ценовых сегментов, словом там, где можно довольствоваться встроенной графикой или комбинированными бюджетными решениями. Стоит отметить, что на новом витке эволюции по-прежнему доступна возможность использования потенциала встроенной графической части совместно с дискретными продуктами определенных моделей. И действительно, такая концепция на фоне конкурирующих решений смотрится выгоднее.
«Кто конкурент?» - спросите вы. Конечно же, компания Intel, которая старается не отставать от оппонента в освоении новых графических решений. И если принимать в расчет ее прогресс в этой области, то она сделала огромный шаг с появлением нового поколения видеоподсистемы Intel HD 4000, интегрированной в процессоры Ivy Bridge. Но и компанияAMD также не стоит на месте, постоянно совершенствуя и оттачивая встроенную графическую часть. Поэтому даже пробный проект Llano для конкурента оказался недосягаемым.
А вот с вычислительной частью все было не столь радужно, поскольку решения Intel сохранили лидерство во многих приложениях. К тому же их интегрированное ядро активно помогает пользователю при кодировании видеоконтента. Вот и в компании AMD решили, что оно может помочь процессору в вычислениях и прикладных программах при помощи OpenCL. Решение в свою очередь вполне логичное и закономерное, ведь в зависимости от приложения ЦП должен собрать все свои ресурсы и направить их на выполнение поставленной задачи. Именно это является основным отличием гибридного процессора от обычного. Именно там, где графическая часть помогает в вычислениях, а вычислительная увеличивает производительность в графических приложениях - вотчина гибридных решений.
Первое знакомство
В основу новых APU (Accelerated Processing Unit) положена та же концепция, что и в процессорах Llano. Это следует учитывать, но заострять внимание на этом не стоит. Идет постоянное развитие, а вместе с ним вводятся различные корректировки или своего рода работа над ошибками. Для этого нужно понять, что хочет пользователь. Предугадать его потребности - вот залог успеха.
Для профессионалов гораздо важнее вычислительная мощь и дискретные решения, для домашних пользователей - веб-серфинг и развлечения, а офисным работникам требуется только набор специализированных прикладных программ. Согласно этим потребностям и построена линейка продукции компании AMD. Причем модельный ряд APU попадает именно в домашнее применение, где задачи во многом гетерогенны и непредсказуемы по своим направлениям. Конечно, в основном это развлечения, связанные с компьютерными играми, обработкой изображений и видеоматериалов. Именно данное направление и развивает компания AMD. При этом современное вычислительное устройство сложно представить без четырех ядер.
Однако, обратите внимание, что перед нами предстают два блока по два ядра. При этом представлены новые вычислительные модули «Piledriver», а итоговая схема отдаленно напоминает аппаратную реализацию технологии Intel Hyper Threading. Тот, кто думает, что это новинка AMD - заблуждается. Данная технология была обкатана еще в процессорах Zambezi, где было четыре модуля с двумя ядрами. Лукавство? Отнюдь. Ведь здесь основным ключом служит программное обеспечение, которое сможет в полной мере реализовать эту технологию. А по словам компании AMD здесь пользователи смогут добиться определенных успехов.
Основные изменения в производительности затронули именно графическую часть. Здесь можно наблюдать главный прирост. Но было бы в корне неверно выбрать только один вектор развития. Ведь потребности рядового пользователя разносторонни. Да к тому же нужно задуматься о завтрашнем дне, когда технологии визуализации и управления компьютером перейдут на новый уровень эволюции. Сейчас сложно кого-либо удивить поддержкой стереоскопического изображения или мультимониторных решений, да и управление голосом становится все более актуальным и современным.
В связи с этим применение технологии AMD Eyefinity становится полностью оправданным. Теперь даже на встроенной системе можно ощутить всю прелесть от использования большого рабочего стола. Причем эта технология позволяет создать на трех мониторах одно виртуальное пространство, разбитое на три части, где значение разрешения по горизонтали просто увеличится в три раза. Рабочий стол при этом останется монолитным, прерываясь лишь на границах.
Не нужно забывать и про последующий апгрейд. Речь даже не о преемственности поколений, а об улучшении потребительских свойств. Здесь также заметна тенденция к улучшению. Нам предлагают такие технологии как Dual Graphics, CrossFire и AMD Memory Profile. Если с первыми двумя мы уже могли ознакомиться в предыдущих продуктах, то последний - это явный реверанс в сторону XMP. Такой ход выглядит закономерным, ведь нам не всегда нужна большая пропускная способность памяти, а там, где это необходимо, особенно если она же используется в качестве видеопамяти, можно получить заметный прирост в производительности.
Этот же тезис справедлив и для процессорных ядер. Не секрет, что процессор не всегда полностью загружен, поэтому производители уже давно предусмотрели увеличение частот в нагрузке и ее снижение в простое.
Такая гибкая система позволяет повысить производительность и энергоэффективность. Конечно, частота ЦП не является его основным показателем быстродействия. Здесь важно лишь отметить тот турбо прирост, который может в корне изменить расстановку сил в приложениях.
Вот наглядный пример работы современного гибридного процессора, когда многое зависит от оптимизации программного обеспечения. В данном случае OpenCL позволяет задействовать всю мощь процессора для сжатия данных. А там, где речь заходит о графических программах, результат может быть еще очевиднее.
Многие энтузиасты уже махнули рукой, сказав, что это все не для нас. Однако с приходом APU открывается новый горизонт в соревнованиях интегрированных графических решений, где новинке суждено занять пальму первенства.
Дело даже не в том, что нам обещают хороший разгонный потенциал вычислительных ядер. Сам разгон графической части вместе с памятью может послужить толчком к достижению новых рекордов среди подобных систем. Разумеется, все превосходство будет заметно в современных компьютерных играх.
Однако не следует обольщаться на счет итоговой производительности. Да, действительно, конкурент отстает везде, но не стоит забывать, что есть дискретные видеоадаптеры.
И даже здесь по результатам, предоставленным производителем, новинка выглядит достойно. А ведь существует целый пласт пользователей MMORPG игр, которые не всегда очень требовательны к графической подсистеме. Для них порой можно обойтись даже интегрированным видеоадаптером, да еще и задействовать при этом технологию Eyefitity.
Это актуально уже сейчас. На подходе новое детище компании Microsoft - Windows 8. С выпуском этой операционной системы к нам приходит новый интерфейс, который называется Metro. И здесь Eyefinity может пригодиться.
Теперь уже пользователи будут задумываться о покупке одного большого монитора за баснословные деньги, либо трех поменьше, но более доступных.
Основное недоумение по-прежнему вызывает переход на новый процессорный разъем. Производитель эту часть практически не комментирует, но, скорее всего, здесь вкралась какая-то конструктивная ошибка, ведь визуально разъемы практически не отличаются.
А на данном этапе следует отметить, что наборы логики A75 и A55 перешли с прошлой платформы. К ним добавился A85X, который позиционируется как наиболее функциональный, а значит, более подходящий для создания производительных систем.
Уже давно известно, что увеличение частоты оперативной памяти тоже дает ощутимый прирост в быстродействии. Однако в вычислениях это не так заметно, как в игровых приложениях.
Особенно если задействовано интегрированное видеоядро, а память выделяется из системной. В этом случае технология AMP (AMD Memory Profile Technology) будет как нельзя кстати. Ведь даже несущественное увеличение пропускной способности позволит повысить быстродействие. Разумеется, это не революционное нововведение, но еще один шаг, направленный на оптимизацию работы системы в ресурсоемких приложениях.
В некоторых играх может сложиться такая ситуация, что превосходство встроенного видеоадаптера будет наблюдаться даже в случае использования дискретной видеокарты начального уровня с процессором конкурента.
Разумеется, такая картина возможна не везде, а лишь там, где есть определенные программные оптимизации. Это же справедливо и для технологии Dual Graphics. Если приложение поддерживает эту функцию на программном уровне, то прироста ждать не приходится. И нам наглядно демонстрируют, как при таком подходе можно правильно вложить сэкономленные средства. Хорошо заметно, что для реализации технологии Dual Graphics необходимо задействовать видеоадаптеры 6000-й серии. В ходе пресс-конференции удалось выяснить, что это обусловлено вопросами совместимости поколений графических ядер. При обращении к истокам данной технологии легко обнаруживается тот факт, что для ее реализации необходимо было задействовать видеопроцессор предыдущего поколения.
Что же представляет собой вычислительная часть процессора и претерпела ли она какие-либо изменения?
Во-первых, хорошо заметно, что каждый блок процессора содержит два ядра, объединенных общей кэш-памятью второго уровня. Поэтому некоторые приложения рапортуют о наличии только двух ядер с четырьмя потоками. Называется этот вычислительный блок Piledriver и уходит своими корнями в архитектуру Bulldozer, где реализована похожая схема. Для наглядности приведу блок-схему из обзора процессора AMD FX.
Не правда ли, что-то напоминает? Исходя из этого, нет смысла детально останавливаться на изучении архитектуры потому, что она уже во многом нам знакома. Фактически перед нами предстает немного улучшенная вариация процессора серии FX 41xx без кэш-памяти третьего уровня. Основные модификации в модуле Piledriver направлены на эффективность работы. Увеличен TLB кэш первого уровня, улучшен механизм предсказаний. Произведены в основном косметические работы.
Новая линейка процессоров будет представлена разнообразными решениями.
Обратите внимание на то, что некоторые из них будут без интегрированного видеоядра. Часть из них разблокирована для разгона, а в остальных моделях будет предусмотрен механизм защиты от него. Возможно, их коэффициент просто будет зафиксирован.
Сравнительные характеристики различных моделей можно посмотреть в прилагаемой ниже таблице.
Тестовые стенды
Для тестирования разных платформ были собраны два тестовых стенда.
Система на базе AMD:
- Процессор: AMD A10-5800K (3800 МГц, в режиме турбо 4200 МГц);
- Кулер: Thermaltake Contac 29;
- Термоинтерфейс: Arctic Cooling MX-2;
- Материнская плата: MSI A85X-GD65, версия BIOS 2.30;
- Память: 2 x 4 Гбайта DDR3 1333, Samsung M378B5273DH0-CH9;
- Накопитель SSD: Corsair Performance PRO 256 Гбайт;
- Информационная панель: Zalman ZM-MFC3;
- Блок питания: OCZ OCZZX1000, 1000 Вт.
- Процессор: Intel Core i5-3450 (3100 МГц);
- Кулер: Arctic Cooling Freezer i30;
- Термоинтерфейс: Arctic Cooling MX-2;
- Материнская плата: Biostar Z77X Hi-Fi, версия BIOS Z77EF727;
- Память: 2 x 4 Гбайта DDR3 1333, Samsung M378B5273DH0-CH9;
- Накопитель SSD: Corsair Performance PRO 256 Гбайт;
- Информационная панель: Zalman ZM-MFC3;
- Блок питания: OCZ OCZZX1000, 1000 Вт.
Результаты тестирования
К сожалению, по существующей с компанией AMD договоренности мы пока не можем в полной мере отразить всерезультаты тестов. Этому будет посвящен отдельный материал, в котором определенное внимание достанется процессу разгона. Пока же есть возможность только показать результаты в игровых приложениях при номинальном режиме работы.
Тестирование платформ проводилось на открытом стенде при комнатной температуре 25°C в следующих режимах:
- AMD A10-5800K (3800 МГц), память 1333 МГц, тайминги 9-9-9-24-1Т, Radeon HD 7660D, версия драйвера Catalyst 12.8;
- Intel Core i5-3450 (3100 МГц), память 1333 МГц, тайминги 9-9-9-24-1Т, Intel HD 2500.
Системы не разгонялись и функционировали в номинальном режиме с настройками по умолчанию. Все тесты проводились под операционной системой Windows 7 x64, прогонялись по пять раз, потом выбирались средние значения.
3DMark 06
| |||||||||
| |||||||||
|
3DMark Vantage
| ||||||||||||
| ||||||||||||
|
3DMark 2011
| |||||||||||||||
| |||||||||||||||
|
Extreme, Marks
| ||||||||||
| ||||||||||
|
Предварительный вывод
На данном этапе сложно давать комментарии, исходя только из одной части тестирования. Однако можно смело утверждать, что видеоподсистема APU AMD достигла нового уровня производительности. С другой стороны, было бы наивно предполагать, что результаты в играх окажутся настолько велики, что можно будет полностью отказаться от дискретной графики. Иначе самой же AMD пришлось бы свернуть свое производство. Однако нетребовательному пользователю такого уровня производительности может вполне хватить. К тому же не стоит забывать о главной цели гибридного процессора.
Она представляется как помощь графической части в вычислениях посредством программ на базе OpenCL. Поэтому очень много зависит непосредственно от разработчиков программного обеспечения. В подобной ситуации может получиться так, что где-то производительность вырастет, а где-то останется неизменной.
Помимо этого, сложно пока и оценить нишу продуктов на рынке, поскольку рекомендованные производителем цены еще неизвестны. Несмотря на то, что процессоры Trinity уже просочились в розницу, их рыночное положение остается неясным ввиду того, что на них может быть установлена дополнительная наценка из-за новизны.
Первый источник: http://www.overclockers.ru/lab/49778/Obzor_processora_AMD_A10-5800K_Trinity.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий